Однажды стоял в ожидании транспорта на площади им.
1905 года, как вдруг заговорили часы на башне здания горсовета... И
никто из находившихся на остановке даже не повернул голову в сторону
источника звука - наших екатеринбургских «курантов». Пригляделись?
Привыкли?


Конечно, это не куранты, а обычные ходики, хотя
старожилы помнят, что по первоначальному замыслу часы должны были быть
именно такими, да еще с колокольным звоном. Но... не получилось. Для
курантов полагался не просто колокол, а обладающий бархатным, малиновым
звоном. Сыскать такой в ближайшей округе не удалось, везти издалека «не
позволили». Тогда-то и решили снабдить горсоветовские часы приятным и
мелодичным боем, а чтобы он был хорошо слышен - усилить его через
мощные динамики.


Это сейчас в суматохе беспокойной уличной жизни уже
за два-три квартала от площади бой часов порой бывает не слышен. А
когда шла их настройка, то даже в дневное время звуки, исторгаемые
часами, доносились и до Вознесенской горки, и до старого цирка, и даже
до визовских окраин...


Кстати, мало кто знает о размерах главных часов
нашего города. А они - немалые. Диаметр циферблата превышает три с
половиной метра. Длина часовой стрелки -1 метр 60 сантиметров, а
минутная длиннее ее на 30 сантиметров. Гиря, благодаря которой
приводится в действие механизм часов, весит - ни много ни мало -
четверть тонны.


Интересна история создания и самой башенки со шпилем
и звездой, ее венчающей. Тем более мало какие города не только России,
но и мира могут похвастать чем-либо подобным. Москва, Пекин, Варшава...
вот, пожалуй, и все.


Но для начала обратимся к истории.


Долгое время дом, где ныне размещается администрация
города, а прежде находился горсовет, являл собой мрачную серую коробку
дореволюционной постройки. Его неоднократно перестраивали, однако
оттого оно не становилось краше. Нижнюю часть здания занимали заурядные
магазинчики, в одном из отсеков обосновалась редакция «Политиздата», в
другом - экспозиция Свердловского краеведческого музея. Ординарность
зданию придавала и прилегающая территория: исхоженные вдоль и поперек
глинистые газоны, обрамленные провинциальным штакетником...


Но вот закончилась война. И прославившийся своими
трудовыми делами тыловой Свердловск получил одобренное свыше разрешение
на реконструкцию главного административного здания. Еще в-1945 году
Совнарком СССР санкционировал ремонт и обновление его фасада, а год
спустя в Москве состоялось рассмотрение проекта. Дом приобретал
парадный, монументальный вид, а площадь им. 1905 года с гранитной
фигурой Иосифа Виссарионовича во главе (позднее его сменил Ленин)
обзавелась наконец-таки ключевой архитектурной доминантой «на будущее».


Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР,
принятым в декабре 1947 года, Свердловск, наряду с городами,
пострадавшими от фашистского нашествия, и столицами союзных республик,
был отнесен к числу городов, проекты застройки и планировки которых
должны были рассматриваться и осуществляться в первую очередь. Надо ли
говорить, что это развязало городским властям руки - можно было
начинать переделку здания - и работа, что называется, закипела.


Угрюмое здание опутали лесами, за которыми можно
было различить фигуры в поношенных серо-зеленых шинелях - на
реконструкции горсовета работали немецкие военнопленные. Но обновленное
здание не сразу явилось взору восторженных горожан, так сказать, во
всем своем великолепии. На почтовой марке, выпущенной в ознаменование
225-летия Свердловска (1948г.), оно увековечено в недостроенном виде -
башенка с часами, увенчанная пятиконечной звездой, отсутствует. И не
потому, что руководству города долгое время пришлось сражаться «за
колонны, пилястры и лепку», украшающие здание, вдруг признанные свыше
«архитектурными излишествами». Главное - постоянно ощущался дефицит
рабочих рук.


«Дайте военнопленных!» - то и дело взывали
руководители треста «Свердловскстрой», который вел работы на объекте. В
кульминационные моменты 1949 года, когда стройку пытались вывести на
финиш, их работало там до тысячи человек.


Проект последней реконструкции и оформления здания
горсовета разработал архитектор Г.А.Голубев, «автор» городской
клинической больницы на улице 8 Марта. В проектировании башенной части
ему помогал М.В.Рейшер, хорошо известный свердловчанам благодаря
уралмашевской «Белой башне». Но одно дело спроектировать, другое -
воплотить в жизнь.


Шпиль. Казалось бы, чего проще: «сварить»
четырнадцатиметровый каркас и облицевать его коррозионно-стойким
материалом. Но каким? Самый простой вариант - использовать оцинкованное
железо. И такие предложения были. Но не придаст ли это налет
провинциализма одному из главных зданий города? Латунь? Дорого и
хлопотно. И, как вы думаете, чём кончилось дело?...


Звезда. О рубиновой, подобно кремлевским,
разумеется, не могло быть и речи. Как, сделать, чтобы она выглядела
внушительно и горела не хуже московских? Решили обратиться за советом к
стеклоделам. Металлический каркас звезды сделали на одном из
свердловских заводов, откуда его перевезли во двор горсовета, а затем
подняли на крышу - площадку здания, где за работу принялись специалисты
художественных мастерских, которые «надели» на остов звезды стеклянную
оболочку...


А вот данные по источнику света, располагающемуся
внутри звезды. Это электрическая лампа, которая по мощности сравнима с
кремлевскими. Если у тех она составляет от 3,7 до 5 кВт, то наша
рассчитана на 3 кВт. Между прочим, для замены лампы, если она
перегорит, здание оборудовано специальной лебедкой.


Скрыть от любопытствующих сам процесс установки
звезды на шпиле горсовета в свое время не удалось. Каким-то образом
люди прознали и про день, и про время этой уникальной операции. И
когда, наконец, верхолазы закрепили на 60-метровой высоте пятиконечного
великана, многочисленные зеваки, столпившиеся, несмотря на раннее утро,
возле места события, вздохнули с облегчением. Как писала тогда пресса,
работа монтажников была не только мастерской, но и поистине
акробатической...


Каждый вечер, едва над Екатеринбургом опускаются сумерки, в небе над горсоветом загорается яркая звезда...

А в окутывающей город тишине все явственней слышится мелодичный бой
главных часов города. Башня отлично вписалась в пейзаж столицы Урала,
стала одной из его достопримечательностей.


Герман Пушкарёв


Статья опубликована в газете "Главный проспект". №35 (272), 1998 г.